Новости

О поэте Афанасии Фете рассказали в Тютчевке

14/12/2020

200-летие со дня рождения поэта-лирика Афанасия Афанасиевича Фета отметили в библиотеке № 148 имени Ф. И. Тютчева. В честь этой даты сотрудники Тютчевки провели литературную видеобеседу «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться», трансляция которой прошла в Instagram.

— Писатель и литературный критик Александр Дружинин когда-то так охарактеризовал творчество Фета: «Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели. Автор в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха. Мы не знаем стихотворений господина Фета, составленных немузыкально». Именно поэтому мы хотим знакомить подрастающее поколение с лирикой Фета. Да и взрослым читателям тоже будет интересно освежить в памяти стихи, знакомые с детства, — отметила заведующая библиотекой, депутат муниципального округа Татьяна Филиппова.

Ведущий эфира Алексей Степанов рассказал, что Фет в своем творчестве демонстративно уходил от злобы дня, стремился расплавить будничный лед лучами идеального солнца, которыми был озарен духовный мир одного из самых пронзительных русских поэтов-лириков. Это тем более удивительно, с учетом того, что жизнь Афанасий Афанасиевич прожил непростую, временами драматичную.

Необходимо отметить, что тайны поэта начинаются с самой даты его рождения. Биографы называют две даты — по их мнению, Фет родился 10 ноября или 11 декабря. Сам же поэт считал датой своей рождения 5 декабря и именно этот день праздновал в семейном кругу. Любопытно, что дата выбрана не случайно — в честь Федора Ивановича Тютчева, творчество которого Фет обожал.

До 14 лет поэт носил фамилию Шеншин, однако затем выяснилось, что брак между его отцом Афанасием Шеншиным и его матерью Елизаветой Петровной (Шарлоттой-Елизаветой Фет) не считался действительным, поскольку женились они в Германии по лютеранскому благословению. А бракосочетание по православному обряду произошло уже после рождения Афанасия Афанасиевича. В итоге будущий поэт получил фамилию матери и был лишен потомственного дворянства. Это был, конечно же, страшный удар по самолюбию подростка. Богатый наследник одномоментно превратился в безвестного иностранца сомнительного происхождения. Вернуть прежнее положение стало его навязчивой идеей, определившей жизненный путь. Добиться желаемой цели ему удастся только спустя почти 40 лет.

Свои первые шаги в поэзии Фет делает во время учебы в Московском университете. По собственному признанию, студентом он был не самым усердным, зато тетрадь, куда он записывал свои стихотворения, постоянно увеличивалась в объеме. Тетрадь через писателя и историка Михаила Погодина попала к Николаю Гоголю. Затем Погодин, возвращая тетрадь Фету, передал слова Гоголя: Это несомненное дарование.

Первый поэтический сборник за авторством Фета вышел в 1840 году и получил одобрение такого видного критика, как Виссарион Белинский. Это вдохновило молодого поэта, его стихотворения начали появляться во многих изданиях, среди которых были такие авторитетные и популярные журналы, как «Отечественные записки», «Москвитятнин».

Но успехи на литературном поприще не могли заменить его главной цели — вернуть себе дворянский титул. И Фет после университета в 1845 году выбрал военную карьеру, поскольку офицерский чин давал право претендовать на потомственное дворянство. В отставку он вышел в 1858 году в чине штабс-ротмистра. Но прав на дворянство он не получил, поскольку по злой иронии судьбы в те годы необходимый ценз по выслуге лет непрерывно повышался.

А поэтическая слава его росла. Еще на военной службе он выпустил второй сборник, который был очень хорошо принят критиками и читателями. Успех открыл ему доступ в журнал «Современник», где он познакомился с классиками русской литературы — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым.

Метки: , , ,

Выбор редактора