Более 300 лет назад произошла Полтавская битва — главное сражение между русскими и шведскими войсками, в результате которого военное могущество Швеции было подорвано, что привело к перелому в Северной войне в пользу России. Это важное для истории нашей страны событие вспоминали в библиотеке №148 имени Ф.И. Тютчева. Здесь для читателей подготовили познавательную лекцию.
— 10 июля — это День воинской славы России, День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении. Исход битвы напрямую повлиял на дальнейший ход событий, результатом которых стало превращение Русского царства в Российскую империю. Поэтому мы считаем важным рассказать нашим читателям как можно больше об этой дате, — отметила заведующая библиотекой, депутат муниципального округа Нагорный Татьяна Филиппова.
Главный библиотекарь Светлана Смирнова рассказала, что под Полтавой решалась судьба Москвы. Именно в этом городе шведский король Карл XII намеревался завершить своей победой Северную войну, начавшуюся еще в 1700 году.
О серьезности угрозы говорил и тот факт, что в Москве началось масштабное строительство мощных укреплений в самой центре столицы. По указанию царя вокруг Кремля и Китай-города сооружалась изломанная линия земляных редутов и бастионов. Пять бастионов возводились у Неглинки в районе нынешнего Александровского сада, столько же — на берегу Москвы-реки. Перед Никольскими и Спасскими воротами были построены редуты, а у Спасской башни, дополнительно, специальное предмостное укрепление — контрэскарп.
На Красной площади был насыпан высокий земляной вал. Мешавшие строительству торговые Харчевой и Охотный ряды вывели за пределы Китай-города и переместили на место нынешнего Охотного ряда. Для реки Неглинки прокопали новое русло, чтобы она протекала перед самыми бастионами, затрудняя подступы неприятелю. Воды Неглинки также наполнили широкий крепостной ров, прокопанный перед китайгородской стеной. Часть русла Неглинки впервые было заключено в подземные коллекторы, препятствующие вражеским подкопам. На московских окраинах строились менее мощные укрепления – палисады. Также укреплялись защищавшие дальние подступы к Москве Можайск, Серпухов и Троице-Сергиев монастырь.
Самым восточным пунктом, до которого дошла шведская армия на пути к Москве, стало село Стариши всего в 14 верстах от Смоленска. Здесь Карл XII принял решение изменить направление похода. Полное разорение местности и нарастающее сопротивление русских войск заставили короля повернуть на Украину, где всемерную поддержку шведам сулил тайно изменивший царю Петру гетман Мазепа.
Карл между тем не оставлял своих планов о походе на Москву, теперь уже — с юго-востока. В конце 1708 г. шведская армия двинулась по направлению к Белгороду, лежавшему на пути к Москве. Но у первой же крепостицы Веприк шведов ждал жестокий отпор от маленького гарнизона русских солдат и вооруженных местных жителей. Хотя в конце концов шведам и удалось взять Веприк, их потери были столь велики, что Карл снова повернул назад. Теперь он направлялся к Полтаве, где его армия должна была набраться сил, чтобы вновь двинуться на Москву.
Карлу не смог овладеть не только Москвой, но и даже слабо укрепленной Полтавой. Долгая и безуспешная осада Полтавы сковала шведскую армию, а Петру позволила полностью подготовиться к решающему сражению. Узнав, что русские войска перешли Ворсклу и двинулись к шведскому лагерю, Карл пригласил своих генералов на следующий день отужинать в царском шатре. Он уверял, что русская столица уже охвачена смертельным ужасом, и царь Петр, не полагаясь на верность своих подданных, разместил в Кремле семьсот немецких наемников, которые только и будут защищать Москву от победоносных шведов.
26 июня 1709 г., в канун Полтавской битвы, Петр тоже говорил со своими гвардейскими офицерами, за что они будут сражаться; напомнил им о Карле, который Россию «похваляется разделить на малые княжества», о том, что шведы «уже в Москве квартиры расписали, и генерал-майор Спарре в Москву пожалован генерал-губернатором». Проявить трусость в этой ситуации означало покрыть себя несмываемым позором. Те, которые «на бою уступят место неприятелю, почтутся за нечестных и в числе добрых людей считаемы не будут!». На следующий день Петр, вручив общее командование фельдмаршалу Шереметьеву, находился в передних рядах русской армии, лично возглавив штыковую контратаку на опаснейшем участке сражения.
Полтавская битва окончилась разгромом и последующим полным пленением шведской армии.
21 декабря 1709 г. в честь возвращающейся в столицу победоносной русской армии в Москве были устроены грандиозные торжества. Было построено семь триумфальных ворот, украшенных аллегорическими скульптурами, под которыми должна была пройти торжественная процессия. Она двигалась через весь город от Стрелецкой до Немецкой слободы (от Замоскворечья до Лефортова). Толпы простых москвичей собрались по сторонам улиц и площадей, чтобы наблюдать невиданное зрелище. Первым под гром труб и литавр маршировал Семеновский гвардейский полк, за ним шли пленные шведы, везли трофейные пушки, несли захваченные знамена и штандарты. Далее двигался личный двор Карла XII – его свита, слуги, несли предметы походного обихода, включая носилки, на которых раненый король возлежал во время Полтавской битвы. За пленными ехал Петр в походном мундире, в шляпе, простреленной под Полтавой, а позади маршировал Преображенский гвардейский полк, за которым следовала колонна русской артиллерии. После парада в Успенском соборе Кремля состоялся благодарственный молебен, а вечером в Грановитой палате Петр давал званый обед – и героям-победителям, и пленным шведскими генералам и сановникам.
Об этом и о других знаменательных событиях военного сражения расскажут сотрудники библиотеки своим гостям.
Метки: библиотека №148, День воинской славы, Полтавская битва, Татьяна Филиппова