13 августа в Москве прошел парад ретро-автобусов. Его приурочили к 92-летию со дня появления этого вида транспорта в столице. Более 40 тысяч человек собрались
Фрунзе, чтобы посидеть за рулем раритетных экспонатов и узнать о них как можно больше. Среди них был и наш корреспондент. Подробнее об этом читайте в рубрике «Проверено на себе».Как все началось
Для представителей СМИ начало мероприятия прошло в Филевском автобусно-троллейбусном парке. Именно отсюда отправилась праздничная колонна, состоящая более чем из 20 экспонатов. Отметим, что помимо автобусов были представлены и ретромобили.
Здесь же на вопросы журналистов ответил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной структуры Москвы Максим Ликсутов.
«Мы стараемся сохранить и пополнить тот музейный фонд, который у нас в городе есть. Вкладываем деньги, чтобы эти автобусы были не только экспонатами, которые стояли где-то в гаражах, но и хотим, чтобы москвичи и гости столицы увидели ту историю московского автобуса, которая развивалась с 40-х годов и даже раньше. Есть у нас экспонаты совершенно уникальные, которые находятся в единственном экземпляре в Москве», — рассказал Ликсутов.
«История транспорта является неотъемлемой частью истории столицы, которая интересует сегодня все большее количество жителей. Постоянно возрастающее число посетителей парадов ретро техники свидетельствует об их трепетном отношении к историческому и культурному наследию Москвы», — отметил директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.
Напомним, что автобусное сообщение в Москве было открыто 8 августа 1924 года. Трасса первого регулярного маршрута проходила от Каланчевской площади (ныне Комсомольской) до Александровского вокзала (сегодня – Белорусского). Его протяженность составляла 8,5 км.
Праздничная колонна
Наше путешествие началось на улице Дениса Давыдова. Под аплодисменты, звуки автобусного гудка, мимо сотен фотоаппаратов и радостных лиц, колонна проехала по Кутузовскому проспекту, Большой Дмитровской улице, Смоленскому и Зубовскому бульварам и Комсомольскому проспекту. Конечным пунктом стала Фрунзенская набережная. К 12:00 колонну уже ожидали тысячи зрителей.
Что посмотреть
Разумеется, каждый из ретро-автобусов сам по себе уникален. Одна из гостей праздника, побывала до этого и на параде ретро-троллейбусов и трамваев.
«Я сама 61-го года рождения. Для меня эти экспонаты действительно раритеты. Мне кажется, что проводить такие мероприятия правильно, потому что, надо все-таки знать историю нашего города. На многих я бы и сейчас с удовольствием прокатилась», — поделилась своими впечатлениями Ирина Белова.
Отметим, что такие экспонаты как «ЗИС-8», «АКЗ-1», «ГЗА-651», «КАвЗ-663» принесли большую пользу стране в военный и послевоенный период, когда необходимо было восстанавливать экономику. Не сложные в сборке, они перевозили более 2 тонн грузов каждый.
Некоторые экспонаты запомнились многим по известным кинолентам. К примеру, тот же «ЗИС-8» участвовал в съемках «Место встречи изменить нельзя». Герои фильма называли автобус «Фердинанд», это прозвище сохранилось и по сей день.
«ЛИАЗ-158В» можно было увидеть в картине Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Отметим, что изначально эту модель выпускал завод имени Лихачева, расположенный в Южном округе. Но позднее из-за его загруженности, производство было перенесено в Ликино-Дулево.
А вот автобус «ЛиАЗ-677» использовал в своём фильме «Джентльмены удачи» режиссер Александр Серый. Кстати именно эту модель можно было увидеть на московских дорогах еще в середине 2000-х годов.
P. S.
Для молодого поколения, на мой взгляд, мероприятие интересное. Можно и в прошлое окунуться, и сделать необычное фото на память. Для старшего поколения, конечно, это приятная ностальгия. Желающих посмотреть ретро-автобусы было слишком много. Возможно, стоит проводить такую выставку в течение двух дней, чтобы у каждого была возможность прикоснуться к истории.