Новости

Судьба промзоны ЗИЛ или путь к возрождению Трюфелевой рощи

08/04/2016
В ближайшие годы бывшая промзона преобразиться в жилой квартал
В ближайшие годы бывшая промзона преобразиться в жилой квартал

Сегодня мало кто из горожан может себе представить, что нынешняя промышленная зона ЗИЛ в относительно недалёкие времена ассоциировалась не с производством автомобилей, а с духовным центром, чистейшей природой и многочисленными водоёмами.

До революции это место славилось благодаря, Даниловскому и Симонову монастырям. Последний был основан в 1370 году и в царские времена оставался одним из самых известных и почитаемых в России. В конце XVIII века в монастыре по приказу Екатерины II создали изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Вскоре комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и так просуществовал до 1920-го. Потом здесь организовали музей, и часть сооружений снесли. Восстанавливать монастырь начали только в начале 90-х годов.

Даниловский монастырь основан в конце XIII века на правом берегу Москвы-реки. Он практически полностью сохранился до наших дней. В 1930-м здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных. Год спустя вблизи постройки было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н. В. Гоголь, поэт Н. М. Языков, художник В. Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища.

До революции это место славилось благодаря, Даниловскому и Симонову монастырям
До революции это место славилось благодаря, Даниловскому и Симонову монастырям

Еще одно достопримечательное место на территории уже бывшей промзоны ЗИЛ до наших дней не сохранилось — это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь неё названа улица Москвы. С конца XVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н. А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так, на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота. После выхода повести «Бедная Лиза» Карамзина пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч.

В конце ХIХ — начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства: появляются кожевенный завод торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 — 1908 гг. через ее территорию прошла окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в Трюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода.

Из-за революций 1917-го, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам возведение в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

Производство постепенно возрастало, и к 1931 г. были собраны почти семь тысяч автомобилей
Производство постепенно возрастало, и к 1931 г. были собраны почти семь тысяч автомобилей

15 августа 1918-го всё имущество «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков. С 1920 года «АМО» участвовал в советской программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено». В 1927-м директором был назначен Иван Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 г. были собраны почти семь тысяч автомобилей. В начале 30-х годов начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и набережная, сливаясь в единое целое, ведут к главному входу на автозавод.

После модернизации он начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно. После распада СССР предприятие стало быстро приходить в упадок: производственные мощности разрушались, объемы выпуска многократно снизились.

Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины Детройта в США. Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством столицы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода ЗИЛ площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество зеленых зон с высокими деревьями, которые, возможно, отчасти напомнят Трюфелеву рощу.

 

 

 

Метки: , , ,

Выбор редактора