Как следует из предыдущих публикаций из истории района, разные его части фактически и номинально влились в Москву в период с 30-х и по конец 60-х годов. Основной транспортной магистралью здесь, естественно, было и остается Варшавское шоссе. Первым же общественным транспортом стали трамваи. Самые первые запустили еще в 20-е – один ходил в сторону Верхних Котлов, другой – в сторону Коломенского.
В 30-е в районе Варшавской появился обширный поселок, населенный рабочими, в основном работавшими на Заводе имени Сталина (в дальнейшем ЗИЛ, поселок – «Волхонка-ЗИЛ»). Рабочим, число которых постоянно росло (в разгаре индустриализация), ежедневно надо было на завод и обратно, железной дороги для этого было явно недостаточно. Поэтому для перевозки их поселок сначала связали с Москвой автобусной линией, затем появились дополнительные трамваи, а потом и троллейбусы.
Примерно в таком виде транспортная система и пребывала до конца 60-х. По свидетельству жителей, помнящих те времена, добраться, скажем, с Чонгарского бульвара в центр города было не так уж просто.
Зеленая линия…
Конечно, только появление метрополитена дает любому самому отдаленному месту ощущение части города. Сейчас в Нагорном три станции двух разных веток,«Варшавская», «Нагатинская» и «Нагорная». Раньше всех, в 1969 году была открыта «Варшавская. А именно – 11 августа 1969, в составе участка «Автозаводская – Каховская» Замоскворецкой линии, соответственно, доехать отсюда по прямой можно было до действующего уже в то время Речного вокзала, прямо через центр. Станцию расположили аккурат под пересечением Чонгарского бульвара и Варшавского шоссе. Как и все станции в районе, «Варшавская» – метро «мелкого залегания», глубина ее всего девять метров. Построена по типовому проекту, станция «Колонная трёхпролётная мелкого заложения», колон всего 40, так называемая «сороконожка».
В 1985 году был пущен следующий участок Горьковско-Замоскворецкой линии – от «Каширской» до новой станции «Орехово», таким образом на «Каширской» образовалась «вилка» — поезда шли через один, в сторону Орехово или до Каховки, об этом отдельно объявлялось. Синхронизировать такое движение оказалось непросто, возникали проблемы – переполнение станций и поездов, сбои в графике. В итоге в 1995 году было принято решение выделить участок «Каширская – Каховская» в самостоятельную линию «Каховская». В настоящее время здесь курсируют 6-вагонные поезда (на других линиях – 8-вагонные). «Вилочное» движение не отменено полностью, некоторые поезда, в силу расположения депо «Варшавское», по-прежнему заворачивают сюда с Замоскворецой («зеленой») линии.
…и серая
Две другие станции, «Нагатинская» и «Нагорная», были открыты много позже. Обе они появились в ноябре 1983, в составе южного радиуса из восьми станций от «Серпуховской» до «Южной». Обе опять же «мелкие», «Нагорная» – девять метров, «Нагатинская» – 13,5.
«Нагорная» сооружена по упомянутому уже типовому проекту, в ней два ряда по 26 колон. На перегоне «Нагатинская-Нагорная» есть специальный съезд, где поезда могут развернуться в обратную сторону в случае служебной необходимости или неисправностей.
Проект «Нагатинской» почти аналогичен «Нагорной», за одним исключением – имеется два выхода.
Этот участок «серой» линии Московского метрополитена отмечен рядом трагических событий, произошедших здесь, в памятные 90-е.
В 1994 году на перегоне «Нагорная-Нахимовский проспект» поезд, двигавшийся из центра, догнал другой, тормозящий перед станцией, и врезался в него. В итоге – десятки людей с травмами. И два года спустя – теракт, второй по счету на территории Московского метрополитена. Самодельное взрывное устройство, заложенное под сиденьем вагона, срабатывает на перегоне «Тульская-Нагатинская». Четыре трупа, четырнадцать раненых. На тот момент ответственность взяли абстрактные «чеченские террористы», заведенное уголовное дело не раскрыто до сих пор.
Справедливости ради надо сказать, что обе «типовые» станции обладают, однако, присущим московскому метро художественным своеобразием. На «Нагорной» традиционные 26 пар колон облицованы сортовым мрамором, тема оформления станции – «Охрана окружающей среды».
На «Нагатинской» стены также выложены мрамором, на нем выполнены панно в технике флорентийской мозаики на темы истории Москвы — строительство храмов, деревянная, а затем белокаменная столица, строительство Кремля.
Метки: метро, метро Нагорная, транспорт