Новости

Село Никольское (фоторепортаж)

05/06/2015

DSCN5188Храм Николая-Чудотворца

Последнее из сколько-либо заметных поселений, располагавшихся на современной территории Нагорного района, – село Никольское. В источниках встречаются и еще кое-какие названия — деревни Копытово, Елистратово, Козино (есть мнение, что это старое название Никольского), но это только фрагментарные упоминания, больше от деревень никаких следов. Никольское же – именно село. А село от деревни отличается только тем, что в нем есть церковь. Независимо от размеров населенного пункта.

Вот именно Никольская церковь и была тем знаковым объектом, благодаря которому одноименное село в истории зафиксировано. Место, где она стояла, соответствует самому началу современной улицы с романтичным названием Электролитный проезд.

По одним данным, село Никольское с древней церковью Святого Николая существовало еще в XIV веке и принадлежало Симонову монастырю (который существует и поныне, километрах в четырех от места нашего внимания, в районе станции метро «Автозаводская»). Версия, однако, ничем не подтверждается.

Достоверно известно, что церковь с престолом Святого Николая Угодника поставил здесь помещик Прончищев в 1646 году. Опять же, версия: вроде бы, будучи послом, Прончищев попал на море в бурю и дал обет – «вернусь живым, поставлю храм Николаю-Чудотворцу» (в христианстве этот святой считается покровителем моряков, купцов и детей). Выжил. Поставил храм, который стоял отдельно от Верхних и Нижних Котлов; более никаких храмов в этих деревнях не было.DSCN5182

Пристройки и перестройки

Изначально строение было деревянным, однако в 1677 году церковь была перестроена сыном Прончищева в каменную.

Именно сюда и ходили на службу жители вышеупомянутых деревень, а впоследствии и прочих окрестных населенных пунктов. Ну и вокруг пристроилось село – двор священника, двор церковного бобыля и прочие постройки.

Церковь была холодная (неотапливаемая), снаружи вид имела почти правильного куба. Интересно, что эта часть храма практически в таком виде дожила до начала XX века, что видно на сохранившихся фотографиях 1910-х годов.

Но пристройки и реконструкции все же случались. Так, Голицыны, завладев селом, пристроили к храму широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими окнами, а над ним – восьмигранный «барабан» (тоже видно на позднейших снимках). С запада к церкви пристроили двухъярусную колокольню.

DSCN5175В 70-х годах XIX века появились еще две пристройки – трапезная и теплый придел во имя Ильи Пророка.

Недалеко от Никольского находился Святой колодец. До закрытия церкви на Крещение Крестным ходом ходили туда святить воду. Колодец представлял из себя сруб, обшитый досками синего цвета, поставленный над ключом. Находился он внутри часовни. Вокруг много икон, горели лампадки. Присматривал старик. Окрестные жители приносили сюда больных детей и купали их в ключевой воде, а одёжку их оставляли в часовне. Многие помнят, что внутри лежало множество чепчиков, «распашонки плавали».

Варварский ремонт и безбожная пятилетка

Большой ремонт настиг храм в самом начале прошлого века, «по решению прихожан». Помимо внешнего ремонта, решено было устроить в здании духовое отопление, прорубить в западной стене большую арку, чтобы соединить теплую и холодную части, установить двойные рамы, перекрасить стены, надстроить на ярус колокольню. Ремонт такого рода подразумевал уничтожение ряда древних деталей и утрату первоначального облика, поэтому вмешались специалисты существовавшего уже тогда Московского Археологического общества. Однако проведенная комиссия не смогла найти внятных возражений против ремонта, поэтому безжалостная перестройка была произведена.

Впрочем, впереди храм ждали еще худшие времена. Богослужения были закрыты еще в середине 20-х годов. Поблизости располагался «Аффинерный электрозавод» — здесь производили очистку металла от примесей и занимались его вторичной переработкой. В 1929 году рабочие этого завода приняли решение разместить в храме клуб. Антицерковная кампания, однако, набирала обороты. И даже такого, казалось бы, прагматичного решения, как использовать церковь под клуб, оказалось недостаточно – в конце 30-х, в ходе «безбожной пятилетки» церковь и вовсе снесли. Попутно снесли и остатки усадьбы, а потом и церковное кладбище.

Интересно, что на соседнем Электролитном заводе были переплавлены практически все колокола, снятые с московских церквей.DSCN5179DSCN5185DSCN5176DSCN5192DSCN5187DSCN5180DSCN5177

DSCN5197

DSCN5181DSCN5178DSCN5195DSCN5194DSCN5190DSCN5191

Выбор редактора