Впервые местность, где нынче находится район Нагорный, упоминается в конце XIV века. Тогда здесь проходили русские рати, направляющиеся на Куликовскую битву. Битву хоть и выиграли, но набеги продолжались еще лет двести. Поэтому места регулярно разорялись, и поселений толком не было.
А вот уже в «писцовых книгах» 1627 записано, что села Знаменское, Никольское, Копытово, Козино, Поклонная гора и Верхние Котлы вместе с деревней Елистратовой принадлежат окольничему и воеводе Афанасию Осиповичу Прончищеву. Личностью он был довольно видной – служил при дворе, сопровождал царя в поездках по стране, проявил себя на дипломатическом поприще (переговоры с Турцией). Около 1646 года вышеупомянутый Прончищев поставил на пустоши, на левом берегу реки Котловка двор для себя и своих «деловых людей», а на другой стороне реки – деревянную церковь. А в 1677 сын его — Иван Афанасьевич — построил вместо нее каменную.
В конце XVII века село продолжает оставаться в роду Прончищевых. Одной его половиной владел сын Ивана Афанасьевича — Петр Иванович, а другой — Александр Тимофеевич Ржевский, женатый на Анне Михайловне, урожденной Прончищевой. По описанию 1704 года в селе отмечены две усадьбы и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек.
С этого времени имение делится на две части. Северная половина, оставшаяся у Прончищевых, стала именоваться Нижними Котлами, а южная, находившаяся во владении Ржевского, образовала село Верхние Котлы.
Как Голицын «промотал» Верхние Котлы
Далее село несколько раз переходит из рук в руки, пока в 1760 году его не купил адмирал Александр Иванович Головин, который и назначил его в приданное своей дочери Анне Александровне Голицыной. Тогда поместье в Верхних Котлах занимало 388 десятин, и поживало там проживало 89 душ крестьян. Голицы
Ближе к XIX веку во владение вступает князь Александр Николаевич Голицын – известный «мот», то есть пьяница, расточитель и игрок. В результате такого своего поведения он в конце концов впал в нищету, и вынужден был распродавать имения. В 1810 село перешло к Ордольяновым, затем к их родственникам Андреевым и Калашниковым, которые и владели Верхними Котлами на момент крестьянской реформы 1861 года.
Надо сказать, местные крестьяне тогда жили достаточно неплохо, село славилось своими садами и огородами. В результате, отдав помещику эти самые сады, им удалось достаточно быстро выкупиться. Тогда как, например, мужикам из Нижних Котлов еще долго приходилось выплачивать платежи за свои земельные наделы. Любопытно, что столь близкие села с почти одинаковыми названиями после реформы 1861 года принадлежали к разным волостям: Нижние Котлы — к Нагатинской, а Верхние — к Зюзинской.
На пути в Москву (проглоченные городом)
Однако дальнейшая судьба сел довольно-таки схожа. Пользуясь положением деревень (прямо на Серпуховской дороге, огромный «трафик» с юга страны) крестьяне большей частью занимались извозом, а не сельским хозяйством. Верхнекотловские еще и торговали лошадьми.
Город между тем рос, и активно наступал на близлежащие села в поисках свободной земли. В итоге практически все здешние крестьяне с выгодой продают свои участки под строительство фабрик, заводов и рабочих поселков. Возникает обширная рабочая слобода.
В 1871 году один из участков был продан потомственным «почетным гражданам» по фамилии Катуар. Они устроили здесь свою усадьбу и проложили к ней шоссе, названное впоследствии Катуаровским. В 1951 году шоссе это было переименовано в Нагорную улицу (по характеру местности). А уже от нее позже получили названия станция метро, а затем и район.
В 1896 году здесь открылась шелко-крутильная фабрика торгового дома «Катуар и сыновья», в 1916 на ней работало 600 человек. Также в округе в 1899 был открыт кирпичный завод З. А. Якобсона.
После революции, в 1930-е годы и Верхние, и Нижние котлы входят в черту города. Если быть точным – Верхние Котлы стали частью Москвы в 1932. Тогда же была закрыта и приспособлена под клуб местная Никольская церковь, заложенная еще воеводой Прончищевым. Позднее она вместе с остатками приусадебного парка и кладбищем была и вовсе уничтожена. С 1966 года эти места стали районом массовой жилой застройки.
Название же деревни Верхние Котлы практически сохранилось только в истории (в отличие от Нижних, давших имя железнодорожной станции). Достаточно условно так называется «промзона №33», в которую входят Котельский кирпичный завод, ППК «Медная фольга» и 8-й троллейбусный парк.