Новости

Разговор на визуальном языке: как Андрей Филиппов будет обучать технике скетч

16/05/2018
Андрей Филиппов
Андрей Филиппов

Занятия, посвященные освоению техники наброска рисунка, проходят в местной галерее по воскресеньям. Ее ведущий – художник-иллюстратор и режиссер анимационного кино Андрей Филиппов – рассказал редакции газеты «На Варшавке. Нагорный» о том, почему решил заниматься преподаванием, о трех сферах собственного развития и о значении истории искусств для начинающего художника.

— Как и почему Вы решили преподавать рисование в местной галерее?

— Очень хотелось поделиться знаниями. Это как если узнаешь что-то неожиданное и интересное, то сразу возникает желание рассказать об этом всему белому свету. Вроде как тортиком кого-то угостить.

А желание преподавать появилось само по себе: вначале были попытки сделать на youtube цикл лекций по истории искусств, затем занимался частным репетиторством, а спустя полгода откликнулся на вакансию в галерее и желание сбылось. Признаться, было удивительно получить деньги за свои знания после самого первого занятия.

— На какой возраст рассчитан Ваш курс (дети, взрослые)? И каких результатов от подопечных Вы ожидаете?

Из скетчей Андрея Филиппова
Из скетчей Андрея Филиппова

— Честно говоря, я собираюсь обучать всех, у кого возникнет желание учиться «набрасывать» рисунок, то есть возраст или любой другой ценз значения не имеют. Главное – дать понять обучающемуся, что он может рисовать, разговаривать визуальном языком. Детям это зачастую дается проще: они не боятся ошибаться, скорее, они просто веселятся.

Идеальный результат – это сделать так, чтобы человек овладел приёмами графической выразительности, но при этом не зависел от клише и понятия «как надо рисовать». Думаю, это сложная задача.

— В анонсе к мероприятию говорится о том, что набросок — это фундамент художника. Как Вы считаете, умение «набрасывать» рисунок может приблизить к желанному воплощению настоящей художественной картины? 

— На мой взгляд, понятие настоящей картины весьма условное, ведь многие наброски (Пикассо, Шагала, например) куда выразительнее некоторых их картин.

2018-05-16_130813Я считаю, что скетчи – это как переваривание информации, то есть создавая наброски и зарисовки, человеку открывается суть предмета, его форма и характер. Это можно сравнить с чтением книг, которое развивает речь, воображение, память и словарный запас. Здесь та же схема – когда человеку будет необходимо выразить какую-то мысль, благодаря сделанным раннее наброскам это будет даваться проще.

— Расскажите о себе: где учились, чем увлекаетесь, есть ли еще сферы, помимо преподавания, в которых Вы задействованы?

— Я закончил колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже по специальности «Графический дизайн», после чего работал ассистентом во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа, параллельно вольнослушателем посещая лекции. Собственно, работал я там неслучайно – мне интересен кинематограф.

Есть три сферы моей деятельности. Первая – это дизайн и иллюстрация. Она же – основная работа, и сюда входит преподавание.
Вторая – это развитие бренда одежды, считаю, что это колоссальный опыт. То, как и что мы носим, очень много о нас говорит. Вырабатывать собственный стиль – это как делать аппликацию или коллаж на самом себе: ты выбираешь формы, цвет, текстуру – и все это формирует и составляет образ. Но еще более классный момент – это разрабатывать одежду, то есть придумывать и воплощать то, что будет создавать этот образ. Собственно, в развитии бренда одежды в мои задачи входит работа дизайнера – создание эскизов и концепции будущей одежды, а также художественного руководителя (организация фотосессий, выбор стиля, моделей, локации – словом, все, что касается разработки визуальной части).
А своей третьей сферой деятельности я считаю кинематограф и анимацию. То желание рассказать и показать что-то новое, о котором я говорил, воплощается не только в2018-05-16_130756 преподавании. Мне очень хочется рассказывать людям истории, а самый удобный для меня язык повествования – это кино и анимация. Основной мотив всех моих действий – это стремление развеселить и заинтересовать людей, поэтому придумывать и снимать меня очень занимает, а уж если есть отклик, то это просто чудо. И здесь неважно, как, кого или что снимать.

—  Если говорить о преподавании, то каким образом Вы хотите передавать знания и учить наброскам? Есть ли у Вас выработанный метод или практика? 

— Где-то я слышал о двух подходах к обучению письму: в первом, который нам всем знаком, детям дают прописи, и они вырисовывают буквы, подгоняя их под идеал, во втором же ребятам предлагается самим пройти путь создания этих самых букв, и, проделав это, они более целостно чувствуют язык, письменность и силу слова.

Я пытаюсь работать по второму методу. В современном мире уже давно не существует правил, как надо рисовать. Да и само слово «творчество» приобретает всё более широкий смысл, и всё больше людей осознают, что можно, к примеру, убираться дома и делать это с таким воодушевлением и отдачей, что это сравнится с самым виртуозным исполнением Шостаковича.
Поэтому первое, что надо дать понять человеку, это то, что он может рисовать. Дальше же показать возможности графической выразительности и основы композиции, ведь вне зависимости от того, как реалистично или беспредметно рисуешь, это основа.

2018-05-16_131011На мой взгляд, композиция – это то, благодаря чему всё существует, она присуща любому из искусств, её можно нарушать, ломать, но она основа для всего.

Для себя лично примером обучения считаю школу Баухауса, а конкретно вводный курс Иттена Иоханнеса. Лейтмотив курса – почувствовать, понять, сделать.

Также считаю, что знание истории искусств (от древности до современности) немаловажно. Это развивает и кругозор, и аналитическое мышление. Поэтому в процессе обучения всегда есть эта теоретическая часть. Выбор эпохи или художников зависит от задач занятия, но большее внимание уделяю XX- XIX векам.

Ознакомиться с работами Андрея Филиппова можно на здесь.

Фото предоставил Андрей Филиппов.

Текст: Нурия Зиганшина 

Метки: , , ,

Выбор редактора